Озеро Смердячье. По следам древней катастрофы

Путешествие к метеоритному кратеру.

Про озеро Смердячье я услышал совершенно случайно. Роясь в дебрях Интернета, на сайте посвященном геологии, нашел небольшую заметку об этом озере. В частности, в ней говорилось, что Смердячье – древний метеоритный кратер, расположенный в каких-нибудь 140 км к востоку от Москвы. Прошло довольно много времени, прежде чем информация об уникальном объекте вновь попалась мне на глаза. Началось все с обсуждения на астрономическом форуме Звездочет, после чего я всерьез заинтересовался этим озером. Дальнейший поиск информации привел меня на сайт Лаборатории метеоритики, откуда я узнал предысторию открытия, кое-какие данные фактического материала. Озеро имеет округлую форму, диаметром около 350-400 м, значительную глубину ( по разным оценкам от 30 до 40 м), и, самое главное, окружено хорошо выраженным кольцевым валом. Исследования прибалтийских ученых показали в окружающих рыхлых породах наличие спекшейся стекловидной массы. Возраст метеоритного кратера оценивался в 10 000 лет.

В июле 2005 года силами трех участников МОЛА( Московское общество любителей астрономии) была предпринята разведывательная поездка на озеро. Я тоже решил принять в ней участие. Поход был запланирован на 30-31 июля.

С Юрой Соломоновым, Филиппом Енгалычевым и Владом Башкировым встретились у касс Казанского вокзала. Спокойно сели в электричку и покатили до Шатуры.

Несмотря на то, что озеро находится относительно недалеко от Москвы, добраться туда нелегко. От Шатуры на автобусе добрались до Рошали, затем на другом автобусе до поселка Бакшеево. Не доезжая конечной остановки, вылезли у местного стадиона. Дальше начинался пеший этап. По карте дорога на Смердячье шла вдоль узкоколейки, после моста через реку Воймега сворачивала направо. Мы вышли к узкоколейке и увидели тропу. Пройдя мост, свернули направо и пошли по песчаной дороге через красивый сосновый лес. Через некоторое время дорога свернула чуть левее и вывела нас к линии ЛЭП. Здесь тропа раздваивалась – одна дорога вела вдоль линии электропередач на север, другая забирала к западу. Мы выбрали второй путь. Шли долго. Молодые сосновые посадки сменялись болотцами, по пути встретилось несколько канав. По ощущениям мы должны были уже подойти к озеру. Но вдруг из-за деревьев показались столбы ЛЭП, а вскоре увидели линию узкоколейки. Сразу стало понятно, почему мы не видели никакого озера. Просто все это время шли по другой дороге! Встретившийся мужик на мотоцикле сказал, что недалеко находится река Поля, да и до Мишеронского недалече. А Смердячье-то, ребятки совсем в другой стороне. Показав нам примерное направление, мужик укатил, а мы потопали дальше.

Снимок окрестностей озера.

Опять начались нескончаемые сосняки, вырубки, гари. Вдоль дорог росли черничные кусты, заросли голубики и ежевики. Наконец, старая дорога, по которой мы все это время шли к северу, превратилась в изумрудно-зеленое болото. Под ногами стала хлюпать вода, а вскоре движение вперед превратилось в акробатические прыжки с кочки на кочку. Решено было выходить на старую дорогу, по которой мы сюда пришли и возвращаться до развилки.

Солнце уже клонилось к закату, когда мы, наконец, добрели до злополучной ЛЭП и развилки. Посидев чуть-чуть и подумав, пошли по другой дороге, которая шла на север. Вскоре она начала опять забирать левее, на восток. Встретившиеся рыбаки сказали, что это дорога на Смердячье, а озеро будет справа от дороги. Мы воодушевились. Пройдя еще немного, вышли на большую вырубку, когда вдруг за деревьями блеснули воды озера. Мы как раз успели встретить на озере закат. Начали с установки палаток. Я устал, поэтому сразу завалился спать. Проспав пару часов, решил посидеть у костра.

За беседой у костерка время как-то незаметно бежит. Хорошо посидеть на берегу лесного озера по черным куполом звездного неба. Отблески костра освещают стволы больших сосен, из темноты раздаются крики ночных птиц. Но все мы устали от долгого блуждания по мещерским лесам. Поэтому разошлись по палаткам и заснули.

Утром, позавтракав, решили поторопиться на часовой автобус из Бакшеево на Рошаль. Я успел чуть-чуть осмотреться на озере.

Водоем имеет округлую форму диаметром несколько сотен метров. В месте, где к озеру подходит дорога, есть береговой вал, который возвышается над окружающей озеро равниной метра на два. К озеру имеется хорошо выраженный спуск. Высота берегового вала над урезом воды около 4-4,5 м. Вал продолжается как влево, так и вправо от места нашей ночевки. К сожалению, недостаток времени не позволил нам обойти озеро кругом и выяснить, является ли вал кольцевым. Озеро не оправдывает своего названия. Вода хоть и грязноватая, но запаха не имеет. Из воды торчат мертвые стволы берез, и вообще озеро выглядит каким-то мертвым, хотя рыба в озере водится.

Собравшись, двинулись в обратный путь. До Бакшеево дошли уже без приключений, обратный путь занял часа полтора. К вечеру были уже в Москве.

Дополнительный отчет о походе на озеро Смердячье находится на сайте MOLA