Отморозки в поисках ледяной свежести, или русский вояж в Балтистане

Часть четвертая

Ранним утром следующего дня мы вышли вверх по течению ледника Годуин-Остен по направлению к базовому лагерю К2. Окружающие горы были окутаны густой облачностью, в разрывах которой изредка проглядывали нижние часть склонов высочайших вершин Каракорума. Оставалось только гадать, что же скрывается за плотной пеленой. Догадки наши подкреплялись многочисленными описаниями и фотографиями этих мест. Вот там ( указывая на неясные очертания в облаках) должен быть Гашербрум -4, вот там — Броуд-пик, а впереди должна быть К2...

Путь по леднику идет в его центральной части по обширной срединной морене. То и дело взбираемся на очередной моренный холм, обходим очередной разлом или небольшое ледниковое озеро.

Наиболее неприятным местом было слияние ледников Годуин-Остен и Балторо. Здесь тропа идет через хаос ледовых нагромождений, огромных провалов и каверн, иногда вьется по гребням узких ледовых гребней.

Медленно идем в мороси и тумане, отпустив портеров вперед. Они должны ждать нас в базовом лагере под Броуд-пиком.

Придя в лагерь ( это было просто место на морене ледника с местами для палаток, сейчас пустующее), носильщиков с едой и горелкой мы не нашли. Эти идиоты ничего не поняли из объяснений гида и ушли дальше. Хасан бросился их догонять, а мы побрели дальше.

Вскоре завидели на морене какого-то мужика, бредущего нам навстречу. Весь его внешний вид говорил, что мы прекрасно поймем друг друга и без переводчика.

- Привет, ребята, куда идете?

- Да к вам в гости!

- Ну, тогда давайте знакомиться. Сергей Иванович, народ зовет меня просто Док. Если поторопитесь, успеете на обед.

- А Вы куда идете?

- Да я просто гуляю вниз по леднику.

Итак, к двум дня мы были в расположении нашей экспедиции в базовом лагере К2. Лагерь обширный — большая палатка под столовую и кают-компанию, палатка для связи со спутниковым интернетом и возможностью выхода в телеэфир, склады, кухня, баня, жилые палатки. Встретили нас участники экспедиции, которые на данный момент были внизу — руководитель Виктор Козлов, уже знакомый нам врач Сергей Бычковский, фотограф Владимир Купцов телеоператор Игорь Борисенко, корреспондент Олег Ушаков и тройка альпинистов: Николай Тотмянин, Алексей Болотов и Геннадий Кириевский, готовившиеся к завтрашнему выходу на гору.

На обед мы успели. Питаются наши восходители, однако, хорошо и сытно. Готовит еду один из лучших поваров Исламабада, еду подают как в хорошем ресторане — первое, второе, десерт. Блюда довольно изысканные — вроде супа из мяса яка или десерта из свежих фруктов. Яка, надо сказать, забили еще вчера. И не первого. Гора тяжелая, экспедиция долгая, поэтому уже третий или четвертый лохматый зверь принесен в жертву каракорумским богам.

Ставим лагерь недалеко от базлага. Хасан и портеры ставят палатки в отдалении. Все происходит медленно и утомительно - голова уже побаливает, движения ленивы и медленны. И неудивительно, высота здесь уже за 5000 м.

Вообще эта морена под горой — какое-то мистическое место. С одной стороны крутой стеной поднимается пик Ангела, с другой — вздыбленный многочисленными башнями-сераками ледопад на Годуин-Остене, где-то в облаках прячется южная стена К2.

Погода чуть налаживается, хотя К2 как скрывалась от нас в саване облаков, так и скрывается. Зато в закатных лучах солнца во всем своем великолепии виден грандиозный Броуд-пик или Фальханг-Кангри, еще один каракорумский гигант, вознесшийся до 8047 м. Лишь 27 июня 1957 году его вершины достигли участники австрийской экспедиции — Герман Буль ( ставший после этого восхождения первым человеком, побывавшим на вершинах двух восьмитысячников), Курт Димергер, М. Шмук и Ф. Винтерштеллер.

Трехглавый Броуд-пик поистине грандиозен. Гигантские скальные гребни, уходящие в поднебесье и огромная ледово-снежная терраса под главной вершиной пылали расплавленным золотом в лучах заходящего солнца. Это была завораживающая картина.

С заходом солнца лагерь погрузился в холодную темноту ночи. Температура стремительно падала, поэтому мы решили расползтись по палаткам.

Следующим днем после завтрака в сопровождении Владимира Купцова совершаем прогулку в направлении Мемориала — грустного места в память всех оставшихся на Горе. Высоко на склоне скальной гряды, окружающей К2 видны многочисленные таблички с именами. Есть здесь и русские фамилии — Кузнецов, Фойгт, Утешев, Кувакин, Соколов, Губаев... Некоторые появились здесь совсем недавно.

Какое-то время сидим молча среди этих скал. Тишину нарушают лишь крики семейства воронов, гнездящихся неподалеку. Кое-где на этих холодных скалах, продуваемых ветрами и вымороженных каракорумскими морозами жизнь отвоевала себе крохотные островки. То тут, то там попадаются маленькие пятнышки зелени — мхи, лишайники и крохотные камнеломки в вечной борьбе за жизнь с суровой природой высокогорья.

Спускаемся вниз, к лагерю. Отсюда, сверху, он кажется совершенно затерянным в хаосе льда и морен ледника.

Выходим к леднику. Погода налаживается, светит солнце, горы вокруг постепенно предстают во всем своем великолепии. Лишь неуступчивая Чогори продолжает хмуриться и скрываться за мощной пеленой облаков, лишь изредка демонстрируя нам свою вершину.

Зато панорама окружающих вершин впечатляет. Если смотреть вверх по течению ледника Годуин -Остен, то взгляд упирается в мощную высокую гору — Скиан-Кангри. Правее, уже на другом берегу ледяной реки воздымается уже знакомый нам Броуд-Пик. От него вниз по течению ледника до слияния его с ледником Балторо идет стена из вершин, чуть не дотягивающих до 8000.

В верховьях Балторо отчетливо виден одинокий высокий горный массив, укутанный покрывалом из снега. Чоголиза или Брайд-пик — своенравная и сложная гора, уходящая ввысь более чем на 7500 м. Во время восхождения на Чоголизу в 1957 году погиб Герман Буль, пионер Нангапарбата и Броуд-пика.

Вечером идем на прогулку по леднику Годуин-Остен. Выйдя из базового лагеря и форсировав небольшую реку, ткущую в ледяном желобе, мы оказываемся в удивительном и чарующем месте. Вокруг нас поднимается лес из ледяных башен. Долго блуждаем между ними, стараясь не уходить вглубь ледопада. Удивительным открытием стало обнаружение тут довольно большого озерка во льду с прозрачной водой и голубым льдом по берегам. Вокруг текли многочисленные ручьи, пропиливая во льду глубокие русла, извивающиеся петлями-меандрами.

После прогулки вернулись в лагерь и стали готовиться к завтрашнему возвращению на Конкордию. К-2 так окончательно и не расчистилась, лишь на короткое время показав нам свою вершинную пирамиду.

Вечер коротали в большой лагерной палатке за чаем и разговорами с оставшимися внизу участниками экспедиции и вновь прибывшим товарищем. Из передового базового лагеря вместе с группой носильщиков спустился пакистанский офицер связи — молодой темнокожий парень лет 25. Много чего он нам рассказал, но тут содержание наших бесед передавать не буду, ибо это военная тайна.

Утро следующего дня, 18 августа, было солнечным. Мы разложили на камнях коврики и сели завтракать, наслаждаясь окружающей горной панорамой. Вот только К-2... Она опять нам не показалась, вокруг нее сидело мощное облако. Прямо заговоренная гора.

Зато у нас появилось другое развлечение. Мы стали считать лавины, сходившие по скальным лоткам со стены над лагерем. Периодичность схода минуты 3, иногда чуть больше. До нас это, естественно, не докатывалось, а рассеивалось в пыль еще на середине стены. Какое-же количество снега может накопиться в снегосборе, чтобы на протяжении полутора часов разгружать это все в кулуар с периодичностью раз в несколько минут? Хм, а если бы это все разом оттуда шурануло?

Днем собираемся в дорогу. Подошли Хасан и портеры. Мы уже упаковались и решили отобедать на дорожку. И тут... Облачные массы, скрывавшие от нас гору, вдруг пришли в движение. Открылись ледник Филиппи, спускающийся с южных склонов К-2, стало видно ребро Абруццкого, седло Негротто, юго-западное ребро... Наконец, гора практически освободилась о своего покрова. Лишь небольшое облачко продолжало висеть над вершиной.

«Lucky people» - тихо сказал Хасан за нашими спинами. И мы действительно были счастливы в этот момент. Проделав этот долгий и трудный путь мы были вознаграждены видом величественной огромной горы. Стоим, задрав головы, где высоко в иссяня-черном небе висит вершинная башня горы, испещренная светлыми желтоватыми полосами.

После обеда, тепло попрощавшись с гостеприимным лагерем и его обитателями, идем вниз путем, который уже прошли.

Проходя лагерь под Броуд-пиком, заметили людей. Какие-то мужики ( один из них франкоговорящий). Здороваемся, мужик интересуется, откуда мы.

-Мы из России.

-О, Россия! Я немного говорю по русски! ( Пытается сказать что-то на русском).

-А откуда русский знаете?

-Сидел в вашей тюрьме в бухте Провидения!

Да уж, кого только не встретишь в центре Каракорума!

Уже на закате мы подходили к Конкордии. Это был поистине фантастический закат! Заходящее солнце освещало косыми лучами стены величайших вершин Земли, окрашивая их в разные оттенки золотистного цвета. Настоящая феерия цвета и света! Цвета менялись от золотистого до бардового, по мере захода солнца.

Вдалеке, в верховьях Балторо пылал золотом огромный массив Балторо-кангри — величественной вершины, высотой более 7300 м. Один из первых исследователей бассейна Балторо, англичанин Уильям Мартин Конвей в 1892 году дал ей название Золотой трон. Да, это более чем точное название!

В оранжево-золотистые, а затем в бардово- пурпурные цвета окрасилась грандиозная стена Гашербрума-4, более чем трехкилометровым бастионом возвышающаяся над Конкордией.

Подойдя к месту лагеря уже в темноте, мы видели как последние лучи уже зашедшего Солнца сверкнули золотом над вершинами Броуд-пика и К-2. Затем мир погрузился в холодную темную ночь. На смену солнцу пришли звезды. Именно здесь, в прозрачной атмосфере гор, на высоте более 4500 м вид ночного неба грандиозен. Свет Млечного пути, разрезавшего купол неба способен отбрасывать тень. Такого на равнинах с их пыльной атмосферой никогда не увидишь.

Мы ставим палатки, но готовить еду не хочется. Мы устали и находимся по впечатлением от картин сегодняшнего дня. Хасан приглашает нас в портерскую палатку поужинать.

Берем какую-то еду и идем в гости. У портеров быт нехитрый - большая шатровая палатка на всех, керосиновая плитка, склад каких-то шмоток. Они угощают нас местной снедью - тушеные овощи, густо приправленные перцем и «чапати» — лепешками из муки. Довольно долго сидим у них, общаясь за «жизнь», насколько это возможно.

После ночных посиделок вылезаем из их логова и бредем к нашим палаткам. Рядом стоят знакомые палатки швейцарцев. Ребята честно пытались пройти перевал Гондогоро. Что у них там случилось — не понятно, только их носильщики под перевалом передрались. Пришлось им срочно идти вниз, во избежание кровопролития. Теперь они пойдут обратно по пути подъема.

А завтра мы планируем «день отдыха». Т.е. без груза и налегке пройти как можно выше по течению ледника Балторо.

19 августа... Это был чудный день. Мы никуда не спешили, нам не нужно было усилием воли вытаскивать себя из теплых спальников и вылезать в холод за тонкими стенками нашей палатки.

Я проснулся, когда лучи солнца осветили уже наше маленькое жилище. Мир показался мне желтым - яркий свет, пройдя сквозь желтый купол палатки осветил все золотистым оттенком. По шуршанию гравия около палатки я понял, что Петрович уже проснулся и ходит вокруг с фотоаппаратом.

-А знаете, друзья, сегодня утром я проснулся с чувством, что я герцог Абруццкий!

-Да, Петрович, эка тебя занесло!

-Да, Илюх, вот тут-то тебя и накрыла горняжка!

-Да вы посмотрите какая кругом лепота-то! Поневоле почувствуешь тут себя первооткрывателем Каракорума!

-Ну если ты герцог, то я буду графом, так уж и быть -отвечаю я на это спросоня.

Эта невольная утренняя шутка, родившаяся на высоте 4700 м в окружении величайших вершин Земли невольно запомнилась. Частенько потом вспоминалось нам «чувство герцога», да и за Илюхой теперь закрепилось новое прозвище «Герцог».

Вылезаю из палатки. Кругом ни облака и каракорумские гиганты наконец-то предстали во всем своем великолепии!

К-2 полостью очистилась от облаков и в виде гигантской пирамиды доминирует над ландшафтом. Левее ее возвышается белоснежный треугольник пика Ангела. По правую сторону — стена из величественной Фальханг-Кангри, семейства Гашербрумов (сколько их, я так и не знаю — то ли 5, то ли 7). В верховьях ледника Балторо, куда сегодня намечается наш маршрут, виден огромный белый массив Балторо-Кангри. Далее на юг открывается огромный амфитеатр, в котором лежит ледник Вигна, по которому мы должны были идти к перевалу Гондогоро. Прямо над Конкордией поднимается острый зуб Митра-пика.

Да, грандиозная картина! Понятны чувства исследователей этих мест, которые терпели столько лишений, лишь бы добраться до этого заветного уголка! Все имена не перечислишь — Уильям Мартин Конвей, Годуин-Остен, Адольф Шлагинвейт, супруги Уоркман, герцог Абрруци, его племянник герцог Сполето, отчаянный Эрик Шиптон и многие, многие другие.

Первую атаку на высочайшую вершину Каракорума — К2, предпринял в 1902 году Оскар Эккенштейн. Но экспедиция лишь разведала подходы к горе и верховья ледника Годуин-Остен.

В 1909 году герцог Абруццкий организует итальянскую экспедицию на К-2. Впервые достигнута высоты в 6000 м на ребре, которое вскоре получит имя герцога ( ребро Абруццкого) и станет классическим маршрутом к вершине. Эта же экспедиция достигла и рекордной на тот момент высоты в 7498 м при подъеме на Чоголизу.

В 1929 году в Каракорум отправилась огромная итальянская экспедиция под началом Эймоне ди Савойа-Аоста, герцога Сполето, племянника герцога Абруцци. Экспедиция преследовала в основном исследовательские цели.

В 1934 году здесь работала международная экспедиция под руководством О. Диренфурта. Исследована и откартирована значительная территория и совершены восходжения на несколько семитысячников.

В 1937 году в регионе работает Шаксгамская экспедиция Эрика Шиптона.

В 1938 году в Каракоруме работает американская экспедиция Ч.Хаустона. На ребре Абруццкого была достигнута высота в 7925 м.

В 1939 году американцы пытаются взять реванш и организуют новую экспедицию. Руководит ею Фриц Висснер. Вместе с прославившимся впоследствии Пазанг Дава Ламой Висснер достигает высоты 8382 м. За этим последовала трагедия - гибель Уолфа и трех шерпов из-за неразберихи в организации и снятии всех нижних лагерей, когда штурмовая группа была все еще наверху.

В 1953 году Чарльз Хасутон организует новую атаку на К-2. Участники достигли высоты 7740 м и организовали верхний лагерь, где были застигнуты длительной непогодой. На спуске лавиной сносит носилки с заболевшим геологом Гилки. После 5 дней драматического спуска по ребру оставшиеся восходители достигают базового лагеря.

Развязка в длительной борьбе за вторую вершину мира наступила в следующем 1954 году. Большая итальянская экспедиция под руководством геолога и знатока Гималаев и Каракорума профессора Ардито Дезио появляется в базовом лагере. С самого начала восхождение омрачено трагедией — от воспаления легких умирает Марио Пухоц. Но экспедиция продолжается и 31 июля Лино Лачеделли и Ачилле Компаньони достигают вершины горы.